Компании «Протон» удалось в кратчайшие сроки отказаться от зарубежного проприетарного софта и перевести свою ИТ-платформу управления бизнесом GANDIVA на Свободное ПО. Каким образом был реализован этот проект? Рассказываем в своем кейсе.
Как шло развитие ИТ-системы GANDIVA
Перед тем, как раскрыть детали перехода ИТ-платформы GANDIVA на Свободное ПО, необходимо погрузиться в логику ее создания и внедрения. Команда «Протона» разработала цифровую систему «Гандива» более десяти лет назад. Ее первое внедрение состоялось в ГК «Агат» - на сегодняшний день одном из крупнейших автодилеров России. В основу GANDIVA легла управленческая модель, согласно которой вспомогательные и обеспечивающие подразделения оказывают другим подразделениям компании услуги и сервисы, и обязаны предоставлять их в четко определенные сроки, надлежащего качества и с нормированной себестоимостью.
Благодаря этому инструменту компания «Агат» сумела резко сократить расходы на бэк-офис, повысить скорость, качество и контролируемость бизнес-процессов. Сегодня в систему GANDIVA ГК «Агат» занесено 11 258 самых разнообразных услуг и сервисов (например, ремонт оборудования, выдача справок, оформление отпусков сотрудников, согласование договоров и т.п.), которыми активно пользуются более 5,5 тыс. работников компании.
Помимо ГК «Агат» GANDIVA используют ещё несколько десятков российских компаний. Поскольку при построении процессов у них используется разная, нередко сложная бизнес-логика, количество услуг (нормативов) в системе превышает 80 тыс. А потому этот цифровой продукт достаточно объемный – более миллиона строк кода.
Сегодня GANDIVA – это цифровая платформа для управления вспомогательными и обеспечивающими бизнес-процессами компании, которая объединяет сразу пять интегрированных друг с другом и 1С инструментов:
- Единое окно коммуникаций,
- Электронный документооборот,
- Service Desk,
- Task Tracker,
- Управление проектами.
Этапы перехода GANDIVA на Open Source
После событий 2014 года ГК «Агат» начала проводить последовательную политику отказа от использования зарубежного софта и перехода на Свободное программное обеспечение. К настоящему времени подавляющее большинство рабочих мест её сотрудников переведены с Windows на Linux, вместо СУБД MicrosoftSQL используется PostgreSQL, большинство других зарубежных проприетарных ИТ-инструментов заменены Open Source-решениями.
В 2018 году компания потребовала от своего ИТ-подрядчика – компании «Протон» – перевести на Свободное ПО и платформу «Гандива». В то время в нее были интегрированы и СУБД Microsoft SQL Server и Windows Server™, и ОС Windows, и Microsoft Office System (где формировались отчеты), и Apple Push Notification с Service iOS (для отправки Push-сообщений в мобильном приложении системы). Одновременно перед разработчиками была поставлена задача значительно расширить функционал GANDIVA – интегрировать в нее собственный чат с ботом, увеличить количество отчетов и прочее. «В то время мы взялись за работу, не представляя, какой объем задач нам предстоит решить», – вспоминает руководитель команды разработчиков (teamlead) компании «Протон» Андрей Олейник. И наиболее сложными оказались проблемы, не связанные с импортозамещением ПО и расширением функционала цифровой платформы.
GANDIVA изначально создавалась лишь для управления бизнес-процессами в ИТ-департаменте компании, затем была адаптирована для использования во всех подразделениях бэк-офиса ГК «Агат» в десктопном варианте, позже была написана ее мобильная версия. Сначала она располагалась исключительно на серверах компании, затем для работы с системой было разработано облачное решение… Словом, GANDIVA многократно доделывалась и переделывалась, и значительная часть изменений никак не документировалась. «Нам пришлось проделать огромную работу, чтобы все проанализировать и задокументировать, – рассказывает руководитель продуктового направления ООО «Протон» Елизавета Малахина, – без этого нечего было и думать о замене софта». В системе было выявлено огромное legacy-наследие в виде элементов устаревшего кода, переусложненных связей и т.п. В итоге было решено, что систему проще не переводить на Свободное программное обеспечение, а переписать на нем заново.
Перевод GANDIVA на Свободное ПО показал новые возможности
К 2022 году большая часть работы была окончена, и написанная исключительно с использованием Open Source - решений GANDIVA 2:0 (с расширенным функционалом) начала эксплуатироваться в ГК «Агат». Большинство же других компаний – пользователей этой системы посчитали дополнительный функционал для себя избыточным, а новую GANDIVA слишком дорогой в эксплуатации, поскольку для нее требовалось на порядок больше серверных мощностей.
Между тем, страны Запада объявили России санкционную войну, и опасность использования западного проприетарного программного обеспечения резко возросла. Нужно было в кратчайшие сроки нивелировать риски, и перед коллективом компании «Протон» встала задача перевести на Свободное ПО первый вариант системы. На этот раз разработчики справились задачей всего за пять месяцев. «Разумеется, за годы работы над созданием GANDIVA 2:0 с использованием Open Source наша команда сильно выросла профессионально, но не только это позволило нам так быстро реализовать проект, – утверждает Андрей Олейник. – Главной причиной успеха я считаю то, что на предыдущем этапе была проделана огромная работа по анализу и документации кода системы». В итоге производительность переведенной на Linux и PostgreSQL GANDIVA увеличилась в несколько раз, что Андрей Олейник объясняет не столько сменой платформы, сколько с удалением legacy-наследия. При этом в платформу внесены существенные улучшения. Само решение стало дешевле – как за счет снижения требований к аппаратному обеспечению, так и благодаря отказу от оплаты лицензий на проприетарный софт. Увеличилось количество формируемых отчетов. В системе появились исчерпывающие инструкции не только для пользователей, но и для ИТ-специалистов. Автоматизирован процесс развертывания обновлений, а в ближайшем будущем появится возможность автоматического развертывания всей системы пользователями без участия специалистов «Протон».
Это откроет перед GANDIVA новые рыночные ниши. В настоящее время данный инструмент наиболее эффективно используется крупными компаниями с большим количеством территориально распределенных подразделений, такими, как ГК «Агат», Иркутская нефтяная компания или федеральная сеть аптек «МАКСАВИТ». В её внедрении там участвовали специалисты «Протон», которые изучали бизнес-процессы этих предприятий, оптимизировали их и заводили в систему. Но «Гандивой» пользуются и малые компании, например Саратовский молочный комбинат, СК «САКСЭС» или «Фабрика композитов». Во внедрении в них GANDIVA также пришлось принимать участие специалистам «Протон», хотя бизнес-процессов в них еще не много, эти процессы не очень сложны, и менеджмент таких предприятий мог бы справиться с развертыванием системы самостоятельно. Теперь это стало возможным, а значит количество пользователей GANDIVA среди компаний малого и среднего бизнеса резко увеличится. Платформа же с расширенным функционалом будет использоваться более крупными предприятиями.
Выводы в результате перевода GANDIVA на Open Source
Проблема исключения элементов западного проприетарного софта из корпоративного программного обеспечения в настоящее время стоит перед многими российскими компаниями. Какие уроки они могут извлечь из кейса перевода GANDIVA на Свободное программное обеспечение?
Прежде всего, утверждает Андрей Олейник, чем раньше этим заняться, тем лучше: «Не верьте зарубежным вендорам, они могут «отключить рубильник» в любой момент, и вы останетесь без привычных инструментов, а трудоемкость предстоящих проектов может оказаться существенно выше ожидаемой».
Существенной частью работы при разработке любого решения является стандартизация кода, и эту часть работы айтишники обычно не любят, а часто не и выполняют. «Хаос никому не нравится, но, к сожалению, большинство команд, и не только в России, мало придерживаются стандартов. В результате позже тратится очень много времени и ресурсов, чтобы понять: что, как и почему именно так устроено и почему теперь не работает», – говорит г-н Олейник.
А Елизавета Малахина, советует не отторгать новые методологии. Чем шире кругозор, тем больше работающих решений можно взять из смежных отраслей. «Сначала мы жили по большим техническим заданиям – по 60-80 страниц на каждый сервис, но поняли, что это не работает и перешли на гибкую систему управления проектами, используя Agile и Scrum, – рассказывает Елизавета Малахина. – Благодаря этому нам удалось реализовать неподъемный, казалось, проект небольшими долями. Как бы ни был велик слон, его совсем не страшно есть по частям».