На крупнейшем Международном форуме «ЦИПР-2023» компания «Протон» совместно со Сбером провели экспертную сессию «Цифровая трансформация бизнеса», на которой обсудили основные вызовы и направления развития отрасли.
Тренд на кооперацию в создании продуктов
Форум «Цифровая индустрия промышленной России» – самое масштабное деловое мероприятие ИТ-отрасли, на протяжении многих лет является ключевой площадкой для обсуждения цифровой трансформации общества и экономики. В этом году в рамках Форума ИТ-компания «Протон» и Сбербанк РФ провели совместную экспертную сессию «Цифровая трансформация бизнеса».
Если год назад многие технологии казались далеким будущим, то сегодня уже понятна их монетизация, и на «ЦИПР» демонстрировались готовые к внедрению решения. Прошлогодние острые проблемы превратились в рутинный процесс, и сейчас ИТ-отрасль переходит от задач импортозамещения продуктов ушедших из России вендоров к созданию собственных технологий и оборудования, благодаря которым страна сможет активно развиваться.
«В прошлом году на «ЦИПР» мы обсуждали жесткие проблемы с импортозамещением ПО и массовым отъездом программистов, а теперь они уже решены, – заявил Дмитрий Трофимов, управляющий директор департамента развития корпоративного бизнеса Сбербанка. – Более того, страна смогла в технологической отрасли продвинуться далеко вперед».
По мнению директора по работе с корпоративными заказчиками ПАО «Ростелеком» Алексея Подрябинникова, главное, что удалось сделать за этот год, –сконцентрироваться на будущем для решения перспективных задач. При этом возник совершенно другой уровень доверия, когда конкурирующие компании начали решать задачи вместе. «Мы реализуем проекты для крупных корпораций, в которых нередко участвуют десятки ИТ-компаний. – Раньше такое считалось невозможным: ведь они конкуренты. Теперь совместно разрабатывают сложные цифровые продукты и сервисы, которые потом совместно планируют выводить на рынок».
Аналогичную работу ведет и государство. Как рассказал на сессии заместитель Министра строительства и ЖКХ РФ Константин Михайлик, в нашей стране много классных решений, но мало цельных ИТ-продуктов. Такие готовые цифровые продукты за рубежом создавались годами, зачастую путем скупки их разработчиков крупной ИТ-компанией. «Мы делаем то же самое, но в другом формате, – объяснил господин Михайлик. – Мы собираем на площадках Индустриальных центров компетенций (ИЦК) команды, у которых есть отдельные решения, и убеждаем их не пытаться затащить на себя весь продукт на 100%, а объединиться, чтобы сделать его вместе. Если это происходит, то государство берет на себя обязательства запустить готовый продукт в массы. Это очень интересный кейс, когда всех нужно убедить, что сотрудничество лучше конкуренции». И подобных успешных кейсов у ИЦК уже достаточно много.
Как решается проблема дефицита ИТ-кадров
В России одной из серьёзнейших проблем остается дефицит кадров. По озвученным на ЦИПР данным Председателя Правительства РФ Михаила Мишустина, число ИТ-специалистов в стране за год увеличилось на 13%. Но количество вакансий для них на hh.ru уже в течение нескольких месяцев застыло на отметке 1,2 млн. По наблюдениям генерального директора CLOUD Евгения Колбина, 300 крупнейших предприятий России за год значительно усилили кадровый потенциал своих ИТ-подразделений и зачастую создают на их основе свои дочерние ИТ-компании. А вот крупный и средний бизнес с трудом конкурирует с ними за ИТ-таланты.
Евгений Колбин утверждает, что зарплаты в индустрии уже настолько велики, что люди отказываются работать там, где им неинтересно. «Это четкий тренд в индустрии. Заплатить зарплату может каждый, но квалифицированные ИТ-специалисты идут работать только туда, где им дают возможности для профессионального роста и движения по карьерной лестнице», – заявил господин Колбин.
Директор по развитию ИТ-компании «Протон» Антон Малов считает, что лучше всего ИТ-специалистов мотивируют интересные задачи. «Мы стартовали с импортозамещением в 2016 году, когда это слово еще не вошло в моду. Тогда перед нашими сотрудниками была поставлена задача – отказаться от всех продуктов Microsoft в большой российской компании. А решить её нужно было без поддержки вендоров, поскольку они не были заинтересованы в импортозамещении. И здесь мы видели горящие глаза специалистов, им это было интересно, они понимали, что становятся частью истории», – рассказал на сессии ЦИПР Антон Малов. При этом в компании была выработана кадровая стратегия, при которой ИТ-специалисты постоянно обучаются новому как в своей, так и в смежных отраслях. Ведь на стыке разных отраслей информационных технологий зачастую и совершаются прорывы.
Подробнее об этом проекте читайте: Решить нерешаемое: история одной победы с Linux
В «Протон» хорошо развита система наставничества. «Сейчас тема импортозамещения в стране востребована, но перед специалистами «Протон» ставятся задачи заместить те или иные продукты быстрее всех, лучше всех, не так, как все… Вокруг таких проектов и строятся программы обучения и мотивации сотрудников», – говорит господин Малов.
По мнению экспертов сессии ЦИПР, российские предприятия все четче разбиваются на два вида. Одни (крупнейшие) имеют хорошую экспертизу, у них отличные ИТ-подразделения, они четко знают, чего хотят и каким образом будут это достигать. Другие всё чаще теряются в растущем потоке проблем. Причем проблем, связанных как с программным обеспечением, так и с инфраструктурой. «Если в крупнейших компаниях есть сильные компетенции, их специалисты все просчитали и приходят к нам с уже сформированным требованием, то крупный и средний бизнес часто сталкивается с тем, что работать, как раньше, уже невозможно, – рассказал Антон Малов. – А потому они обращаются к нам с бизнес-задачами: все тормозит, ничего не работает, мы не можем купить такую-то железяку, найдите возможность обойтись без нее».
Эксперты считают, что недостаток знаний у ИТ-специалистов крупных и средних компаний вызвал рост популярности аутсорсинга. При этом, отдавая на аутсорсинг реализацию тех или иных проектов, предприятия требуют от подрядчиков подтягивать компетенции сотрудников своих ИТ-подразделений, чтобы не впадать в долговременную зависимость от аутсорсера.
Санкции подтолкнули компании к переходу в облака
Кроме того, в России быстро растет спрос на облачные услуги и сервисы. По данным Евгения Колбина, за последние три года количество компаний, которые пользуются облачными услугами, выросло примерно в три раза – с 15 тыс. до 50 тыс. В денежном выражении рост рынка прогнозировался на 30%, а по факту он увеличился на 50%. Этому способствовали санкции, потому что возможности привозить оборудование в Россию снизились. «Я думаю, что за следующие год-полтора эта цифра вырастет еще в два раза, потому что переход компаний в облака драйвится финансовыми соображениями. Сейчас все борются за эффективность, а облака стали обходиться дешевле собственной инфраструктуры, – заявил господин Колбин. – Это дает надежду на то, что мы будем двигаться быстрее, чем остальной мир. Сейчас проникновение облачных сервисов в лидирующих странах мира – 14%. В России – лишь 6% от всех компаний. Потенциал огромный».
Антон Малов указал еще на одну растущую тенденцию – создание бизнесами гибридных ИТ-инфраструктур. «К нам все чаще обращаются заказчики, собственные сервера которых не справляются с пиковыми нагрузками. К примеру, система 1С тормозит в периоды сдачи отчетности, – рассказал господин Малов. – И мы реализуем для таких компаний проекты по созданию в облаках резервных мощностей, что помогает существенно сократить расходы на облачные сервисы при сохранении и даже росте производительности системы».
Алексей Подрябинников считает, что росту популярности облаков будет способствовать и усложнение задач цифровой трансформации бизнеса: «Ко мне все чаще обращаются заказчики с просьбой реализовать у них систему распознавания лиц или бизнес-аналитики. При этом вопроса о том, будет она развернута на серверах компании или в облаках, уже не возникает. Даже крупные компании понимают, что собственную инфраструктуру для реализации таких проектов они не потянут».
Читайте также: Как бизнесу без сбоев и потерь перейти на отечественный софт?